Есть замечательная цитата Фридриха Этингера: «Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить. И дай мне мудрость отличить одно от другого.» Вот сейчас – самое время сохранять спокойствие, так как коронавирус по нашему желанию, увы, не растворится, и сосредоточиться на том, что можно изменить, чтобы продолжать свой бизнес и, возможно, даже что-то в нем улучшить. И как предприниматель – предпринимателям сегодня даю советы со своей финансовой колокольни о том, как сейчас себя грамотно вести с точки зрения сложившихся обстоятельств:
1. Старайтесь поддерживать заначку на непредвиденные расходы для себя как для человека и вашей семьи (ее размер должен быть не менее 3, но лучше 6 ежемесячных необходимых расходов), чтобы, если возникнет патовая ситуация, не изымать деньги из бизнеса, которому и так нелегко, а использовать заначку. Идеально ее разместить на вкладе с возможностью пополнения, частичного снятия и льготного расторжения в одном из
11 банков системной значимости. 2. Идеально – если самые базовые риски вас и вашей семьи (утрата и ущерб имущества, причинение вреда третьим лицам, проблемы по здоровью) были застрахованы с помощью имущественного страхования, страхования ответственности и жизни, чтобы, если произойдет ЧП, вы не вытаскивали крупные суммы из бизнеса на ликвидацию этих последствий.
3. Обязательно изучите, попадаете ли вы и/или ваш бизнес под текущие меры финансовой поддержки: кредитные каникулы, отсрочка по налогам и т.д. Если есть возможность и ситуация у вас и/или в вашем бизнесе сложная – не откладывайте до последнего, оформите льготы.
4. Не считайте, что пандемия – новая реальность, не надо срочно перестраивать бизнес под условия вечной удаленки и вечного масочного режима. Судя по динамике, мы можем за год постепенно вернуться более-менее к нормальной жизни. Развивайте сейчас только те направления бизнеса, которые будут актуальны и после пандемии, а также которые не требуют серьезный вложений сейчас и легко реализуемы. Скажем, если у вас бизнес – фитнес-клуб, то вы легко можете организовать платные вебинары по тренировкам дома, платные пакеты тренировок и питания и с минимальными вложениями продвигать это через SMM. Но нет смысла с нуля переключаться на магазин спортпитания, если вы вообще с этим не работали, особенно с нуля, с нуля потом выстраивать логистику, думать о доставке и т.д. Начинайте с простых, быстрых, не самых затратных вариантах направлений бизнеса, которые не просто способны принести деньги сейчас, когда по основным направлениям может быть провал, а которые будут работать и после коронавируса, и плюс смогут работать на ваш бренд и на продвижение основных видов деятельности, чтобы после карантина у вас стало еще больше клиентов.
5. Старайтесь работать по принципам известного экономиста Питера Друкера, который считал, что на аутсорсинг можно отдать все, кроме стратегии. Карантин и пандемия – идеальный период, чтобы критически оценить все бизнес-процессы вашего бизнеса и понять, какие можно отдать на аутсорсинг, какие-оставить у себя, но перевести на удаленку, а какие – оставить как были. Карантин может показать, на чем можно сэкономить, чтобы после него вы уже вышли с более оптимальными и более дешевыми процессами. Может быть, вы поймете, что вам не нужна своя доставка, а лучше использовать внешнего подрядчика? Может быть, вы решите отдать на аутсорсинг продвижение? Колл-центр, включая поддержку клиентов? Айти-поддержку бизнеса? Возможно, вы даже поймете, что можете снять офис меньшей площади, так как не всем сотрудникам необходимо быть в офисе.
6. Активно используйте технологии, старайтесь их применять, даже если раньше считали, что это не для вас. Мы живем в 21 веке, так что переход бизнеса в виртуальный мир, пусть и благодаря такому пинку, может дать вам новые возможности продаж вне вашего города, области и региона, ведь онлайн бизнес не имеет границ. И ваша пекарня, скажем, в Саратове, если завести аккаунт в соцсетях, задуматься над онлайн-контентом, может заработать не только на очных продажах на двух улицах Саратова, но и по всей России, если сделает интересный онлайн курс по выручке, либо будет делать платные онлайн мастер-классы, либо будет вести платный канал об интересных рецептах, и все это повысит популярность пекарни как в самом Саратове, так и далеко за его пределами.
Так что дерзайте, кризис – это всегда возможности!