Во-первых, не стоит паниковать. Мы попали в ситуацию, у которой нет прецедентов в современной истории. Все готовились к международному экономическому кризису, кто-то даже просчитывал последствия сорвавшейся сделки ОПЕК+, но кто знал, что мир поставит на колени вирус, передающийся от летучих мышей. Никто к такому не готовился, ни у кого не было плана. Неизвестность всегда пугает, но паниковать не стоит. Паника сковывает мышление, мешает действовать, парализует волю. Нет смысла рефлексировать по поводу глобальных событий, на которые вы не можете повлиять, займитесь делом, меняйте то, что реально от вас зависит и что вы способны изменить. Нужно по максимуму в рамках возможного снижать ущерб.
Не суетитесь и спокойно разберитесь в ситуации, как кризис влияет на ваш бизнес, что затрагивает в первую очередь. Нужно абстрагироваться и пересмотреть приоритеты – что более ценно, а в чем ценности уже нет. Если раньше были сомнения и какие-то направления в бизнесе существовали только потому, что их жалко закрыть, сейчас самое время.
Руководить бизнесом – это всегда ответственность, в первую очередь за людей. Сейчас им нужно по максимуму помогать, причем в первую очередь тем менеджерам и сотрудникам, которые приносят пользу бизнесу, что не отменяет повышенной требовательности ко всем. Кризис – также хорошее время избавиться от балласта и отказаться от услуг неэффективных менеджеров, тех, кто просиживает или длительное время – более недели – находится в состоянии растерянности.
Если говорить в целом о ситуации на рынке, то мы увидим большие перемены. Кризис покачнул очень многих, обнажил все слабые места. Мои компании – не исключение.
Есть ощущения, что эпоха глобализации и глобальных корпораций подходит к концу. Многие представители крафтового ремесленного т.е. небольшого бизнеса переживают кризис увереннее, чем корпорации, потому что реальный бизнес всегда крепче стоит на ногах. Поэтому многие страны ставку делают на МСБ, и развитые страны из топ-20 – не исключение.
Слабость продемонстрировал и венчурный рынок. Кризисная ситуация – не время для венчурных инвестиций, сейчас важно сконцентрироваться на реальном бизнесе, у которого уже есть настоящее и прошлое, реальный оборот и активы, а не только надежды на рост в будущем. Знаю, многие со мной не согласятся, но это мой личный опыт. Я всегда считал, что поступаю правильно, вкладываясь в реальный бизнес, приносящий реальную пользу, тот, который можно пощупать руками и увидеть глазами. При этом я считаю, что интернет-бизнес – это тоже реальная сфера экономики, речь скорее о тех, кто продавал инвесторам "воздух".
Не исключаю, что окажутся переоцененными и надежды на возможности переноса всего в онлайн – уверен, что человечеству еще предстоит устать от диджитализации. Конечно, ее уже не остановить, но она не вытеснит реальные магазины, рестораны или обучение, потому что живой контакт – это то, в чем мы все нуждаемся, что придает нам жизненных сил, энергии. Это стало очевидно сейчас, когда нас всех друг от друга изолировали.
А вообще кризис – это хорошее время для переосмысления. Не только работы и бизнеса, но и себя, и взаимоотношений. Несмотря на то, что большинство соблюдают самоизоляцию, общаться мы меньше не стали, просто изменили формат. Я сейчас постоянно созваниваюсь с друзьями, в том числе из бизнеса, это очень полезно – мы никогда в таком объеме не обменивались опытом. Обычно о проблемах в отдельном бизнесе не любят распространяться, но сейчас проблемы у всех, и обсуждать это важно, так что стоит воспользоваться редкой возможностью выслушать людей, чему-то поучиться, что-то подсказать, что-то обсудить.
Кризис – это время для объединения. Сейчас представители различных индустрий активно объединяются в поисках поддержки – не только от государства, уже есть и положительные примеры межотраслевых деклараций, которые по сути являются принятием новых правил игры, где мы должны влиять на государство, чтобы оно менялось в сторону эффективности. В то же время важно объединяться и для помощи людям, оказавшимся в тяжелой ситуации, в первую очередь малоимущим и многодетным, мы с друзьями уже так делаем и всех призываем к этому. Где живешь, там и помогаешь.
Если подумать, даже негативные события могут привести к определенным положительным изменениям в будущем. Эпидемия продемонстрировала слабость мегаполисов, в небольших городах сейчас намного спокойнее и безопаснее. Я не удивлюсь, если многие бизнесмены с семьями начнут потихоньку переселяться в города поменьше, тем более что все уже научились работать на удаленке и ничто не мешает руководить бизнесом откуда угодно. К тому же есть повод начать инвестировать и развивать бизнес там, где ты живешь. А это уже развитие регионов, не только столицы.
В любом случае, потратьте это время дома с пользой – больше внимания уделяйте своим близким, не забывайте звонить родственникам и интересоваться, как у них дела. И читайте книги, они всегда помогают.